The Battle for Wesnoth (локализованная версия — «Битва за Веснот») — пошаговая стратегическая компьютерная игра в жанре фэнтези, созданная независимым коллективом разработчиков и распространяемая полностью по свободной лицензии GNU General Public License. Исходный код доступен на сайте игры, там же имеются инструкции по сборке из исходных кодов для разных операционных систем и готовые пакеты для Microsoft Windows, Mac OS X, различных версий GNU/Linux, AmigaOS 4 и OS/2. Графическое оформление игры двумерное, с частично анимированными персонажами, что критикуется некоторыми пользователями как устаревшее решение в эпоху 3D-стратегий. Однако тщательная и качественная отрисовка всех деталей позволяет говорить об интерфейсе как о приятном и удобном. В игре поддерживается множество разрешений, включая широкоформатные, такие как 1280x800 и 1280x720. Начиная с версии 1.4, игра была значительно обогащена анимацией.
Игровой процесс содержит элементы как классической пошаговой стратегии, так и ролевой игры. Игрок, располагая вначале всего одним воином (лидером), должен создать большую армию и, воспитав из неопытных призывников мощных бойцов-ветеранов, уничтожить лидеров противника.
Всего в игре доступно более 200 типов воинов в 16 расах (люди, эльфы, орки, тролли и др.).
Каждый воин отличается индивидуальными качествами: его сила удара и стойкость зависят от того, в какой местности он находится, сражается днём или ночью, нападает или защищается, а также от типа оружия и брони, используемых противником. В ходе сражений, по мере уничтожения бойцов противника и при успешном отражении вражеских атак, воин накапливает опыт, который позволяет ему приобрести новые возможности (оружие, броню, заклинания и т. п.). Несколько хорошо «прокачанных» воинов могут уничтожить целую армию противника, состоящую из новобранцев. Подготовка таких бойцов и умелое их использование являются важным фактором победы и характерной особенностью игры.
«Битва за Веснот» достаточно, но не чрезмерно сложна. Компьютерные противники отличаются очень неплохим интеллектом: применяют атаки с нескольких направлений, выбирают наиболее подходящие к ситуации войска, атакуют самых слабых бойцов и отводят назад своих пострадавших в бою воинов. Выиграть у компьютера методом тупого «давления массой» практически невозможно.
Экономическая сторона в игре развита слабо, что позволяет некоторым любителям говорить о ней не как о стратегии, а как о «военной игре» (wargame). Добыча ресурсов и строительство зданий не производятся, а доход игроку приносят принадлежащие ему замок-укрепление и деревни (обычно практически все деревни надо захватывать как военную добычу). На приобретённые таким образом средства нанимаются войска и выплачивается им жалование.